Рубашка

Она «родилась» из нательного белья, и лишь в 17 веке между коротким жилетом и низко сидящими на бедрах штанами начали выставлять напоказ белоснежную рубаху — у богатых из тончайшего полотна, украшенную рюшами и кружевами. Белизна сорочки была аттестацией и благосостояния, и высокой «нравственности» ее обладателя.

В России заказной рубашечной моде следовали в основном придворные и живущие в городах дворяне. Крестьяне, ремесленники, купцы отдавали предпочтение, как правило, рубахе отечественного покроя, косоворотке, то есть, с косым разрезом на левой стороне груда. Чуть ли не до конца прошлого века эта рубаха еще не имела стоячего воротничка. Он появился позже. Рубахи шили на «подоплеке» (подкладке) — ткань подкладывали под плечевую часть рубахи — и носили навыпуск. Будничные рубахи шили из холста, набойки, пестряди, праздничные—из кумача, александрийки, ситца, полушелка, отбеленного холста или полотна. Белые рубашки украшали вышивкой у ворота, по подолу и краям рукавов.

Со времени первой мировой войны вошла в моду рубашка с открытым широким воротом — апаш. Апашами в Париже называли деклассированные элементы. Свободный ворот без галстука был их вызовом обществу, «благополучным буржуа». Такие воротники носили до начала 1920-х годов. Столько же популярен был тогда и танец «апаш«.

Другие социальные группы тяготели к иному.
Лев Толстой, находясь в решительной оппозиции к господствующим классам, выражал это и своим обликом — носил длинную рубаху в складку, с поясом. Такая одежда соответствовала и образу жизни писателя, не гнушавшегося физической работы, простого крестьянского труда.
Даже в наш век рубашка нет-нет да и проявит себя социальным индексатором. Не случайно западные социологи различают «белые воротнички», имея в виду тех, кто работает в офисах, и «синие воротнички» — тех, кто занят на производстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *